Балтийское золото Екатерининского дворца: утрата и возрождение Янтарной комнаты

Содержание
  1. Янтарная комната в Екатерининском дворце: билеты, часы работы 2020
  2. Как купить билет вЯнтарную комнату
  3. История создания
  4. Утрата Янтарной комнаты
  5. Восстановление Янтарной комнаты
  6. Фотогалерея Янтарной комнаты
  7. Янтарная комната в екатерининском дворце — история создания, часы работы музея
  8. Янтарная комната — история создания
  9. Янтарная палата при Елизавете Петровне
  10. Янтарная комната в Екатерининском дворце
  11. Янтарная комната во времена Екатерины
  12. Фотографии музея
  13. Куда исчезла Янтарная комната
  14. Возрождение Янтарной комнаты
  15. Как работает музей
  16. Янтарная комната
  17. Как купить билет
  18. Экскурсии в Екатерининский дворец и янтарную комнату
  19. История подлинной Янтарной комнаты
  20. История похищения Янтарной комнаты
  21. История восстановления Янтарной комнаты
  22. Янтарная комната и Агатовые комнаты
  23. Украденное чудо света. Как нацисты похищали Янтарную комнату
  24. Охота началась до войны
  25. Воссоздали достоверно
  26. Отступить от истории — допустимо
  27. Если бы она нашлась
  28. Янтарная комната в Екатерининском дворце
  29. Дар Петру Великому
  30. Янтарь – новое золото
  31. Утраченный шедевр
  32. Куда приводят поиски

Янтарная комната в Екатерининском дворце: билеты, часы работы 2020

Балтийское золото Екатерининского дворца: утрата и возрождение Янтарной комнаты

Янтарная комната — настоящее сокровище музея-заповедника«Царское село». Комната получила свое название за отделку: все ее стены покрытыпанелями из янтаря. Кроме того, в интерьере присутствуют панно и украшения изэтого камня.

Янтарная комната

Само по себе создание комнаты из янтаря уникально – янтарь, очень капризный в обработке камень. Он плохо переносит перепады влажности и температуры, в природе редко встречаются большие и однородные куски этого камня. Отличается между собой и их цвет. Тем удивительнее создание комнаты площадью 100 кв. метров и высотой потолков 7.

8 метра, облицованной этим камнем. Обладает она и удивительной историей. Созданная прусскими мастерами в 18 веке, Янтарная комната (или как тогда ее называли Янтарный кабинет) была подарена России. За три столетия она оказывалась во владении то Германии, то России.

Сегодня Янтарная комната украшает интерьеры Большого Екатерининского дворца.

Как купить билет вЯнтарную комнату

Посмотреть шедевр к Екатерининскому дворцу приезжают одиночные туристы и экскурсионные группы. В хорошую погоду здесь собираются большие очереди, поэтому ожидание иногда растягивается на несколько часов. Приобрести билеты в Янтарную комнату можно исключительно в кассе при Екатерининском дворце. Онлайн продажи билетов нет.

Купленные билеты действительны только часпосле получения. Поэтому вы не сможете оплатить билет заранее и прийти в другойдень. Также вам нужно помнить, что музей не работает по вторникам и закрываетсяна обслуживание в последний понедельник каждого месяца.

Рекомендуем воспользоваться экскурсией в составе организованной группы.

В составе группы вы минуете очередь и сможете насладиться залами Екатерининского дворца и Янтарной комнатой в сопровождении лицензированного гида.

В цену экскурсии включены билеты в Екатерининский дворец и парк, экскурсионное обслуживание и трансфер «Санкт-Петербург – Царское село – Санкт-Петербург» на комфортабельном автобусе.

История создания

Интерьер для кабинета из янтаря былпридуман немецким архитектором И.-Ф Эозандером для прусского короля Фридриха I.Король, в свою очередь, планировал подарить этот шедевр супруге —Софии-Шарлотте. Предполагалось, что комната будет находиться во дворце королевыв Берлине.

Фридрих I

Над проектом с 1701 года работал не только И.-Ф Эозандер, но и датский художник Вольфрам (он специализировался на резьбе по слоновой кости и янтарю). После разработки проекта к созданию шедевра привлекли польских мастеров — Шлахта и Турау. Они приступили к отделке помещения в 1707 году.

К сожалению, королева не дождалась окончания работ. Они были остановлены после ее смерти. Наследник Фридриха I, Фридрих Вильгельм I, тоже не стал продолжать работу над кабинетом. Он был достаточно скуп, поэтому посчитал прихоть своего предшественника слишком дорогостоящей и никому не нужной забавой. Однако готовые панно король поместил в своем берлинском дворце.

В 1712 году Пруссию посетил Петр I. Он был в восторге от увиденных панелей из янтаря. Заметив это, Фридрих Вильгельм I решил сделать дипломатический дар российскому императору. Уже в 1717 году все панно были переданы в Санкт-Петербург. Там их получил Александр Меньшиков.

Елизавета Петровна

После открытия груза было обнаружено отсутствие нескольких компонентов коллекции. Узнав об этом, Петр I не стал оформлять комнату. Ею занялась уже его дочь — Елизавета Петровна. В 1743 году она привлекла к работе знаменитого архитектора Растрелли и мастера Мартелли.

Под руководством архитектора мастер заменил недостающие компоненты росписями, зеркальными пилястрами, резьбой по дереву и мозаичными картинами из яшмы и агата. На тот момент комната располагалась в Третьем Зимнем дворце. Она использовалась для торжественных приемов.

В 1745 году новый король Пруссии Фридрих II решил также сделать дипломатический дар и прислал Елизавете Петровне панно с ее изображением. Летом 1755 года содержимое кабинета было перенесено в Екатерининский дворец, но на этом работы не завершились.

К 1770 году императрица Екатерина II внесла окончательные изменения в интерьер комнаты. Она заказала филенки под пилястры, плоские панели для нижнего яруса и другие детали. Их изготовление заняло 4 года. За это время мастера потратили 450 кг янтаря.

После этого несколько раз проводиласьреставрация помещения. Ее трижды делали в 19 веке и один раз — в 20 (передВеликой Отечественной войной). Реставрация была необходима для восстановленияянтарных поверхностей, поврежденных перепадами температуры и сквозняками,вызванными печным отоплением.

Утрата Янтарной комнаты

Когда началась Великая Отечественнаявойна, все ценные вещи из дворца были срочно вывезены в Новосибирск. Ксожалению, это не коснулось Янтарной комнаты.

Ее отделку и предметы интерьерапосчитали слишком хрупкими для перевозки (что не помешало немцам похититьценности). Поэтому кабинет был просто законсервирован.

Его панно покрылибумагой, ватой, марлей и деревянными панелями для защиты от взрывов.

Захватив Царское село, немцы ворвались вЕкатерининский дворец и демонтировали все содержимое Янтарного кабинета. На этоу них ушло 2 дня. Панно и предметы интерьера были отправлены в Кёнигсберг иустановлены там в королевском замке. Выбранное для отделки помещение быломеньше Янтарной комнаты в России, поэтому некоторые компоненты хранилисьотдельно.

Коллекция находилась в королевском дворцес 1942 года по 1944. Затем она была разобрана и вывезена прямо переднаступлением советских войск. В настоящее время местонахождение подлиннойколлекции неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она до сих порхранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.

Из оригинальных компонентов кабинета вРоссию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика. Эти элементыбыли украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.

Восстановление Янтарной комнаты

Реконструкцией этого шедевра начализаниматься еще в советское время (с 1981 года). Работами руководил реставраторЖуравлев.

Под его руководством работали искусствоведы, криминалисты,реставраторы, химики, историки. Специалисты несколько лет воссоздавалиутраченные рецепты и технологии обработки янтаря.

К 1990 году возниклисложности с финансированием, поэтому реконструкция была приостановлена, нозатем работы продолжились.

Для изготовления компонентов коллекциииспользовался калининградский янтарь (на одну только облицовку ушло 6 тонн). Наего обработку были выделены большие деньги из российского бюджета. Такжефинансовую помощь реставраторам оказал немецкий концерн «РурГаз».

Воссозданныйкабинет был открыт к 2003 году. Площадь помещения составила примерно 100 кв. м,а высота его потолка — 7,8 м. Теперь сюда приезжают туристы со всего мира,чтобы посмотреть на этот шедевр искусства.

Они возвращаются домой под глубокимвпечатлением от увиденного великолепия.

Фотогалерея Янтарной комнаты

Янтарная комната

Источник: https://tsarskoe-selo.ru/yantarnaya-komnata

Янтарная комната в екатерининском дворце — история создания, часы работы музея

Балтийское золото Екатерининского дворца: утрата и возрождение Янтарной комнаты

Янтарная комната (Википедия утверждает, что изначально комната носила название янтарный кабинет) — это шедевр искусства XVIII века, который считается исчезнувшим бесследно со времён Второй мировой войны.

Отделка кабинета производилась преимущественно янтарём. Стены помещения были отделаны янтарными панелями, панно и разнообразными украшениями.

  • Янтарная комната — история создания
  • Янтарная палата при Елизавете Петровне
  • Янтарная комната в Екатерининском дворце
  • Янтарная комната во времена Екатерины
  • Фотографии музея
  • Куда исчезла Янтарная комната
  • Возрождение Янтарной комнаты
  • Как работает музей

Янтарная комната считается жемчужиной летней Царскосельской резиденции семейства русских императоров (ныне город Пушкин)

Янтарная комната — история создания

Янтарный кабинет был создан немецким мастеромАндреасом Шлютером по заказу короля Пруссии Фридриха Первого.

Создание комнаты было завершено в 1709 году. Однако драгоценные панели были закреплены некачественно и вскоре рухнули. Мастер Шлютер выслан из Пруссии разгневанным королём. Наследник Фридриха Первого, король Фридрих Вильгельм подарил драгоценную комнату русскому царю Петру Первому.

Петр оценил столь ценный дар по достоинству, о чём писал жене Екатерине. Янтарные декоративные детали тщательно упакованы и в 1717 году с большими предосторожностями перевезены в Санкт-Петербург. Часть панно из янтарной мозаики вмонтированы в Летнем саду в нижнем зале Людских палат.

Янтарная палата при Елизавете Петровне

В 1743 году на престол вступила дочь императора Петра – Елизавета Петровна. Вскорости после коронации императрица повелела перенести янтарные палаты в новую, только что построенную резиденцию – Третий Зимний Дворец.

  1. Установка драгоценного декора производилась под руководством архитектора А. Мартелли, приглашённого из Италии.
  2. В 1746 году Янтарный кабинет появился в зимнем дворце. Руководил установкой не менее знаменитый архитектор – Ф.Б. Растрелли.
  3. В новом интерьере янтарного кабинета недоставало некоторого количества элементов декора. По решению Растрелли в кабинете проведена установка дополнительных панно, которые своим видом имитировали янтарь. Кроме того, по указанию архитектора в помещении установлены зеркальные пилястры.
  4. В 1745 году прусский король Фридрих Второй преподнёс в дар императрице Елизавете ещё одну янтарную раму, которая была изготовлена по проекту мастера А. Рейха. Декор этой рамы включал в себя мотивы, прославлявшие величие русской императрицы Елизаветы Петровны.
  5. С 1746 года крашенная янтарём комната использовалась в качестве помещения для официальных приёмов. За это время комната несколько раз переносилась по территории дворца из-за проводившихся реконструкций.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

В 1755 году императрица издала указ о начале создания кабинета, инкрустированного янтарём, в Царскосельской резиденции. Руководил проектом Растрелли. С этого момента начинается новая эпоха в славной истории этого шедевра архитектуры. В Екатерининском дворце это произведение искусства находилось почти 200 лет.

  1. Площадь дворцового зала в Царском Селе составляла 96 кв. м. Это было в несколько раз больше прежней площади в Зимнем Дворце.
  2. Янтарные панели были размещены на трёх стенах комнаты в средних ярусах. Между ними искусно вставлены пилястры с зеркалами в рамах из позолоченного дерева.
  3. Те промежутки, где недоставало янтаря, мастерами искусно задрапированы холстом и украшены росписью, имитировавшей янтарь. Автором росписи является художник И.И. Вельский.
  4. Великий Растрелли блестяще выполнил указ императрицы. Он дополнил декор интерьера великолепными светильниками из бронзы, позолоченной резьбой, зеркалами. Пол украшал паркет из ценных пород дерева, а потолок – прекрасный в плафон.
  5. На потолке была изображена картина венецианского художника. Она изображала в аллегорической форме Мудрость, которая защищает и обегает Юность от ошибок и любовных соблазнов.
  6. Средний ярус помещения был декорирован восемью вертикальными панно. Из них 4 были изукрашены самоцветными мозаиками, изготовленными во Флоренции и символизировавшими собой основные чувства: Зрение, Слух, Обоняние, Вкус и Осязание.

Убранство драгоценной палаты составляли русские комоды и китайский фарфор. Кроме панно здесь была собрана одна из величайших в Европе коллекций янтаря. Со временем здесь же открыли музей янтаря.

Янтарная комната во времена Екатерины

В 1763 году императрица Екатерина издала указ, согласно которому все холсты, которые украшали стены помещения, были заменены мозаиками из натурального камня. Эта колоссальная работа потребовала 4 лет и 450 килограммов камня. При Екатерине комната была пополнена несколькими шедеврами французского мебельного искусства.

На фотографиях Янтарной комнаты, сделанных до 1917 года были зафиксированы несколько комодов из ценных пород дерева. Они же были внесены в перечень, составленный при описи музея в конце 30-х годов прошлого столетия. Один из комодов в 1990 годы был обнаружен в частной коллекции в Берлине, выкуплен и передан музею Екатерининского дворца в г. Пушкин, пригороде Санкт-Петербурга.

Поскольку в Екатерининском дворце отопление было печное и наблюдались постоянные перепады температуры и сквозняки, эти не могло не отразиться на состоянии янтаря. В результате Янтарная комната несколько раз подверглась процедуре реставрации.

Фотографии музея

Первые цветные фотографические изображения разработаны и изготовлены братьями Люмьер в 1907 году. А Первые цветные съёмки во дворце Царского Села разрешены в 1917 году главе Художественно-исторической комиссии Лукомскому. В число прочих вошёл и Екатерининский дворец.

Для создания музейных каталогов планировалось сделать съёмки Янтарной комнаты. Съёмки были проведены летом 1917 года, уже после отправки в Тобольск семьи последнего русского императора.

Эта фотография Янтарной комнаты была единственным цветным снимком палаты вплоть до 1941 года.

Куда исчезла Янтарная комната

Во время Великой Отечественной войны дворец попал в оккупацию и все убранство Янтарной комнаты было вывезено немецкими захватчиками.

  1. В самом начале войны практически все музейные экспонаты были вывезены в Новосибирск. Однако Янтарная комната не могла подвергаться перевозке в силу своей хрупкости. Решено было законсервировать её и оставить на месте. Однако музей был разграблен захватчиками всего за двое суток. Все панно были демонтированы и вывезены в Германию.
  2. В 1942–1944 гг. все панно, которые украшали собой стены Янтарной комнаты были собраны в Королевском замке в Кёнигсберге. Зал, где они находились, был существенно меньше по площади, чем Царскосельский. В силу этого часть драгоценных панелей стали храниться отдельно. В 1944 году все янтарные панно были сняты и упакованы в ящики, чтобы спасти их от бомбёжки.
  3. В апреле 1945 года замок был занят советскими войсками, но через 2 дня неожиданно в нём вспыхнул пожар. Касательно этой тайны и по сей день мнения исследователей сильно разнятся.
  4. В 1997 году дочь немецкого нотариуса передала в дар городу Бремену янтарную панель, которая являлась частью флорентийской мозаики («Осязание и обоняние»). Градоначальство Бремена приняло решение передать мозаику музею-заповеднику «Царское село»
  5. Ещё часть подлинной мозаики и мебели из Янтарной комнаты была передана в музей министром культуры Германии в 2000 году.

Загадочное исчезновение драгоценного шедевра истории и культуры породило вокруг себя немало тайн, загадок и домыслов. Поисками утраченного шедевра занимались историки, искусствоведы и искатели приключений. Однако на сегодняшний день так и нет достоверной информации, подтверждающей, что тайна Янтарной комнаты раскрыта.

Возрождение Янтарной комнаты

В 1979 году правительство СССР приняло решение восстановить янтарные панно. В 1983 году начались реставрационные работы по проекту архитектора Кедринского.

Уже в 1984 году были восстановлены великолепный потолочный плафон, верхний ярус помещения (его расписали «под янтарь») и наборный паркет.

Участки, которые ранее были заняты янтарным декором, были временно занавешены холстом.

Возрождённая комната повторяла собой Янтарную палату XVIII века – фриз был расписан «под янтарь», паркет был набран из ценных пород дерева. Кроме того, восстановили золочёный декор стен. В музее Эрмитажа был найден эскиз неизвестного итальянского художника XVIII века. По этому эскизу удалось восстановить плафон «Свадьба Хроноса».

Началу реставрационных работ предшествовал грандиозный комплекс научных и искусствоведческих поисков. Специалисты смогли обнаружить 86 снимков и негативов Янтарной комнаты. Фото и негативы были обработаны и приведены к общему масштабу.

Это позволило воссоздать общей вид помещения, а также элементы отделки вплоть до малейших деталей. Учёным удалось рассчитать точные размеры панелей и других декоративных элементов.

С помощью фотограмметрии янтарных панелей удалось определить их высоту с точностью до 1 мм.

Первые драгоценные панели были установлены в помещении в нижнем ярусе в 1994 году. Тогда же был воссоздан угловой столик. Работа была выполнена реставраторами янтарной Царскосельской мастерской. Ещё 2 года у мастеров ушло на воссоздание одной из флорентийских мозаик – «Зрение».

Как работает музей

Сегодня легендарная Янтарная комната расположена в Екатерининском дворце музея – заповедника «Царское Село» в г. Пушкин. Этот город находится в 25 км от Санкт-Петербурга.

В настоящее время музей заповедник открыт для желающих воочию увидеть драгоценное чудо.

Музей работает ежедневно с 10 до 17 часов. Выходным днём является вторник. Каждый последний день месяца является санитарным днём и музей не принимает посетителей.

В летнее время число туристических групп существенно вырастает. Вследствие этого с 10 до 16 часов музей проводит только групповые экскурсии, а билеты для индивидуальных посетителей продаются лишь с 16 до 17 часов. Однако возможно обслуживание индивидуальных посетителей и в другие рабочие часы, при условии, что в это время у музея нет групповых заказов.

Музей не осуществляет предварительных заказов и продажи билетов. Но билет всегда возможно приобрести в кассе, которая находится в вестибюле дворца.

Стоимость входных билетов в Янтарную комнату не слишком высока. Для некоторых категорий населения предусмотрены скидки до 25%. В частности, право на льготное посещение имеют учащиеся, студенты вузов, пенсионеры, являющиеся гражданами России и Беларуси. Для взрослых работающих граждан стоимость билета составляет 400 рублей.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Источник: https://turisti.guru/rossiya/sankt-peterburg/yantarnaya-komnata-v-ekaterininskom-dvortse.html

Янтарная комната

Балтийское золото Екатерининского дворца: утрата и возрождение Янтарной комнаты

  • Взрослые (базовый тариф) – 1 000 руб.
  • Взрослые (льготный тариф – для налоговых резидентов РФ) – 500 руб.
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь – 290 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России – 290 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты – 290 руб.
  • Посетители до 16 лет – бесплатно.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Екатерининский дворец работал на пределе своих возможностей еще в 2015 году: тогда посещаемость достигла допустимого максимума.

Поэтому теперь музей искусственно сдерживает поток туристов. Мы очень зависим от погоды: в дождь плац перед дворцом практически пустеет, а в солнечные дни посетители выстраиваются в огромные очереди.

В такое время мы очень внимательно следим за тем, чтобы люди в очередях стояли честно: например, чтобы турфирмы на подходе к дворцу не ставили целую группу вместо одного человека».

Как купить билет

Билеты в Екатерининский дворец продаются только в кассах (возможности приобрести их на сайте ГМЗ «Царское Село» нет).

Обратите внимание, что Янтарная комната пользуется огромной популярностью у туристов, поэтому в солнечные дни в туристический сезон время ожидания в очереди может составлять несколько часов.

Как говорят работники музея, около четверти всех желающих посетить дворец так и не попадают в него.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Половина наших посетителей — люди в составе туристических групп, а остальные — одиночные посетители.

Многие из них — это люди, приехавшие издалека, часто они живут в провинции и не имеют постоянного доступа к интернету. Мы могли бы поступить так, как поступают, например, во многих музеях Италии — запись только через интернет.

Но я понимаю, что к нам приезжают туристы со всей страны, и многие могут просто не иметь компьютера и возможности записаться онлайн».  

Экскурсии в Екатерининский дворец и янтарную комнату

Одиночные посетители Екатерининского дворца рублей взять аудиогид на английском, немецком и французском языках. Стоимость услуги — 150 рублей. гида на русском языке нет: для русскоговорящих посетителей организуется осмотр Екатерининского дворца в составе экскурсионной группы, которая формируется в вестибюле дворца после приобретения билетов.

История подлинной Янтарной комнаты

Идея создания Янтарной комнаты принадлежит немецкому архитектору Эозандеру. Изначально предполагалось, что она будет украшать Литценбург — летний дворец прусской королевы Софии-Шарлотты в Берлине, ныне известный как Шарлоттенбург. К созданию янтарного шедевра приступили в 1707 году двое польских мастеров — Э. Шахт и Г.

Турау, которые трудились над отделкой на протяжении шести лет. Петр Первый, увидевший во время визита в Пруссию в 1712 году янтарные панели, был восхищен, и спустя четыре года Фридрих-Вильгельм подарил их российскому императору.

В Большом Царскосельском дворце Янтарная комната была установлена только в 1755 году, и сделала это дочь Петра — императрица Елизавета.

История похищения Янтарной комнаты

Когда в 1941 году жителям Пушкина стало понятно, что вскоре линия фронта переместится под Ленинград, началась экстренная эвакуация ценностей из музеев Царского Села.

Хрупкие панели Янтарной комнаты было опасно демонтировать, поэтому сотрудники приняли решение произвести их консервацию: панно прикрыли бумагой, марлей, ватой и деревянными щитами.

Это не спасло шедевр от нацистов: Янтарную комнату вывезли в Германию, и в последний раз она демонстрировалась в Кенигсбергском замке в 1944 году. После отступления гитлеровцы разобрали янтарные панно и с тех пор их местонахождение неизвестно.

История восстановления Янтарной комнаты

Работы по воссозданию утраченного шедевра начались в 1983 году, а первые янтарные панели, созданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской, увидели свет уже после развала СССР.

Элементы первоначального убранства комнаты вернулись на родину весной 2000 года: это были обнаруженные в Германии комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние».

В общей сложности восстановление Янтарной комнаты заняло почти четверть века, и она вновь приняла посетителей в 2003 году — в год празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Многие идут в Екатерининский дворец только для того, чтобы посмотреть Янтарную комнату. К сожалению, она находится в середине золотой анфилады, поэтому отдельный вход в нее никак не организовать.

У нас существует несколько основных маршрутов по дворцу. Мы запускаем два потока одновременно: они двигаются по параллельным анфиладам и встречаются в Янтарной комнате. Иногда одновременно в ней бывает по 4-5 групп.

Мы разрабатываем нормы посещения дворца (не более девятисот человек в час) в том числе и из интересов Янтарной комнаты».

Янтарная комната и Агатовые комнаты

Помимо всемирно известной Янтарной комнаты, окутанной множеством мифов и легенд, в Царском Селе есть еще и агатовые комнаты, незаслуженно обделенные вниманием многих туристов.

Это архитектурный шедевр ХVIII века, расположенный в павильоне «Холодная баня». Агатовые комнаты являются бывшими апартаментами Екатерины Великой и не имеют аналогов во всем мире.

В отличие от Янтарной комнаты, они являются оригиналом, а их аутентичная отделка сохранилась до наших дней.

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Агатовые комнаты не стали таким брендом, как Янтарная комната, и не имеют такой красивой легенды.

Но мы этому даже рады: они бы точно не выдержали огромного потока туристов. Все-таки надо понимать, что Янтарная комната — это очень точное воссоздание, а агатовые комнаты – оригинал 18 века.

Мы очень бережем их: например, в дождливую погоду они закрыты для посещения». 

Светлана Широкова

Источник: https://pushkin.ru/encycl/palaces/yantarnaya-komnata.html

Украденное чудо света. Как нацисты похищали Янтарную комнату

Балтийское золото Екатерининского дворца: утрата и возрождение Янтарной комнаты

В начале Великой Отечественной войны интерьер, подаренный Петру Великому в XVIII веке, похитили занявшие Царское Село нацисты. Известно, что они разобрали его, упаковали в коробки и вывезли в Кенигсберг, где заново собрали. После этого комната бесследно исчезла.

Охота началась до войны

Янтарную комнату вывезли из Екатерининского дворца меньше чем через месяц после начала оккупации гитлеровцами Пушкина. Такая скорость говорит о том, что к ее вывозу тщательно готовились, и подготовка началась еще до начала войны. В пользу этого вывода говорит не только скорость, с которой совершено похищение.

Колоризированное фото Янтарной комнаты, 1917 год

© Андрей Зеест/Public Domain via Wikimedia Commons

В конце 30-х годов в СССР побывала группа немецких искусствоведов под руководством ведущего эксперта Нильса фон Хольста, руководившего внешними связями берлинских музеев. “Кунсткомиссион”, которой он руководил, работала в Москве, Ленинграде и Литве. К началу войны у искусствоведов был готов подготовленный тайно список культурных ценностей из советских музеев для вывоза в Германию. 

“Янтарная комната значилась под номером один в списке из 60 предметов, которые немцы собирались вывезти из Пушкина, потом этот список был ими расширен, — рассказала замдиректора по научной работе Государственного музея-заповедника “Царское Село” Ираида Ботт.

— И уже 29 сентября 1941 года, через 12 дней после начала оккупации, в Екатерининском дворце появились два “военных искусствоведа”, задачей которых был контроль за вывозом.

Янтарную комнату демонтировали шесть человек из строительной роты под руководством унтер-офицера, упаковали и вывезли, это произошло к 10 октября 1941 года”.

Офицером, который руководил похищением Янтарной комнаты, был Эрнст-Отто фон Сольмс-Лаубах — граф, полковник немецкой армии и доктор искусствоведения. 

В марте 1942 года в немецкой прессе появились сообщения о том, что Янтарная комната находится в Кенигсберге, они сопровождались фотографиями интерьера.

“Немцы смогли ее собрать, об этом факте мы знаем по фотографиям из немецкого журнала “Пантеон”, опубликованным ранней весной 1942 года. У них было несколько месяцев на реставрацию янтарных панно, были специалисты, и в том числе сам Сольмс был искусствовед с серьезным образованием, даже участвовал в реставрации икон в Пскове.

Они смогли прикрепить кусочки янтаря, отходившие от деревянной основы. Позднее, для полноты впечатления, они потребовали прислать из Екатерининского дворца три двери из этого интерьера.

 Эти фотографии интересны еще одной особенностью: по ним мы узнали, что одна из четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты — “Осязание и обоняние” пропала в процессе транспортировки из Пушкина в Кенигсберг, и нашли ее только в 1990-х годах”, — говорит Ботт.

https://www.youtube.com/watch?v=RWyfuPv8J-E

Сейчас она возвращена в музей, это подлинник, и ее можно увидеть в возрожденной Янтарной комнате.

Воссоздали достоверно

Свидетельств того, как вывозили Янтарную комнату, не сохранилось, но момент похищения с большой долей исторической точности решили восстановить авторы трехмерных панорам о войне из объединения “Невский баталист”. Сюжет с кражей Янтарной комнаты будет частью новой экспозиции в Музее Победы в Москве.

“Нам хотелось раскрыть образ вывоза ценностей из страны, и образ Янтарной комнаты мы не могли обойти”, — рассказал автор трехмерных панорам Дмитрий Поштаренко.

Дмитрий Поштаренко

© Александр Демьянчук/ТАСС

В Калининграде объединение “Невский баталист” создало трехмерную панораму “Кенигсберг-45. Последний штурм”, на которой показана обстановка на улицах города в апреле 1945 года — баррикады, разрушенные дома, брошенная военная техника, интерьеры старого кафе и среди всего этого ящики, в которые упакованы элементы Янтарной комнаты после демонтажа. 

Для создания нового сюжета о Янтарной комнате авторы панорамы подняли исторические материалы и проконсультировались со специалистами Государственного музея-заповедника “Царское Село”.

“То, что это будут показывать в реконструкции, — это правильное дело, хотя и будет не совсем точно отражать историческую ситуацию. Но это важно показать, потому что Янтарная комната сразу после войны стала символом потерь культурных ценностей”, — считает Ираида Ботт.

Реставраторы Янтарной комнаты поделились с авторами панорамы эскизами, которые готовили для воссоздания янтарных панелей, и показали несколько пробных маленьких образцов.

“Панели будем воссоздавать по примерам, которые предоставили в Царскосельской янтарной мастерской. Там осталось несколько гипсовых “черновиков” для реальных панелей. Перед тем как вырезать из янтаря, они делали черновые панели из пластилина, отливали их в гипсе, и они полностью повторяют рисунок оригинальной панели.

С этих слитков мы тоже снимали форму, и несколько панелей будут один в один, несколько художники вырезают просто по фотографиям.

Конечно, это не янтарь — имитация, но узор, цвета мы стараемся максимально передать, чтобы человек сразу понял, о чем речь, — чтобы был узнаваемый образ Янтарной комнаты”, — объяснила специалист по экспозиционно-выставочной деятельности объединения “Невский баталист” Ульяна Мазурова.

Отступить от истории — допустимо

Едва ли не самая сложная часть работы — составить такую композицию, чтобы в одном моменте рассказать историю.

“Там небольшой фрагмент: угол Янтарной комнаты, где стоит офицер — чиновник, который отвечал за вывоз ценностей в Ленинградской области. Мы показываем не только художественную линию, но и историческую, и на примере этого человека можно поднять темы другие.

Один из офицеров снимает панель со стены, второй стоит со списком. Над его жестом еще работаю, думаю — хочется интересно сделать. Может быть, чтобы из его рук падал кусок янтаря, может быть, с фотоаппаратом его сделать.

Сюжет будем еще дорабатывать”, — сказал Поштаренко.

В этой сцене создатели композиции планируют учесть детали, о которых сообщили сотрудники музея-заповедника. На момент, когда немецкие войска заняли Царское Село и получили доступ к Екатерининскому дворцу, Янтарная комната не выглядела как парадный интерьер.

Как рассказала Ираида Ботт, декоративные панели, которые не удалось заблаговременно снять со стен для эвакуации, были прикрыты тканью, ветошью и проклеены марлей, чтобы предотвратить рассыпание.

“Почему наши не стали демонтировать панели? Потому что их попытались снять — и они посыпались, так как свойства клея к этому моменту утратились.

Комнату в 1941 году хотели поставить на реставрацию, но война помешала. Кусочки этих мозаик уже осыпались, и если бы их стали в спешке демонтировать, то просто увезли бы в мешке фрагменты этих панелей.

Поэтому оставили их, проклеили”, — сообщила Ботт.

Ульяна Мазурова рассказала, что в панораме практически не будет видно самого убранства Янтарной комнаты, потому что покажут маскировку стен, но янтарные панели будут в руках у немецких офицеров — в тот момент, когда они их снимают и укладывают в ящики. Насколько точно это повторит события из истории, судить нельзя.

Подготовка сюжета о Янтарной комнате

© Объединение “Невский баталист”

“Свидетельства не сохранились. Не было очевидцев, которые оставили бы свой рассказ “Как я участвовал в демонтаже”. Мы знаем о том, что сюда прибыли немецкие специалисты-искусствоведы, они были офицерами, их задачей было оценить, отобрать произведения искусства и подготовить их к отправке в Германию”, — отметила замдиректора Царского Села.

Если бы она нашлась

В апреле 1945 года комната бесследно исчезла. По поводу ее местонахождения регулярно появляются новые версии, но пока ни одна не подтвердилась.

“Многие верят, и даже мы порой ждем, что от этих интерьеров что-нибудь будет найдено. Мы каждую информацию о якобы обнаружении места, где спрятали Янтарную комнату, обсуждаем. Но уже так не реагируем, как прежде. В то, что она может быть в разных местах, мы тоже верим”, — сказала Ботт.

При этом сотрудники музея не исключают, что в случае обнаружения элементы подлинной янтарной комнаты окажутся в плачевном состоянии — с учетом их довоенного состояния и условий хранения, которые, вероятнее всего, далеки от идеальных.

Янтарный интерьер был восстановлен российскими мастерами в Екатерининском дворце к 300-летию Санкт-Петербурга и открылся 31 мая 2003 года. Его заново создавали по сохранившимся историческим изображениям из янтаря, доставленного из Калининграда. На эту работу было затрачено шесть тонн отборного янтаря и почти $8 млн. Работа по воссозданию янтарного кабинета длилась около 25 лет.

Работы над восстановлением интерьера Янтарной комнаты

© Patrick AVENTURIER/Gamma-Rapho via Getty Images

“Сегодняшняя Янтарная комната — это научная реконструкция, объединившая усилия специалистов самых разных профессий, которые помогли восстановить и высоту рельефа, и характер материала. И мы нашли утраченный с годами способ окрашивания янтаря. Мы сейчас считаем, что это реконструкция научная и очень близко соответствующая тому, что было”, — отметила замдиректора музея-заповедника.

В наши дни Янтарная комната — самый популярный в Царском Селе объект у туристов. Ее посещают до 3,5 млн человек в год.

Екатерина Андреева, Юлия Андреева

Источник: https://tass.ru/v-strane/7587853

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Балтийское золото Екатерининского дворца: утрата и возрождение Янтарной комнаты

В XVIII веке среди помещений дворца в Царском Селе появилась комната, детали которой были привезены в Россию из-за рубежа. Ее ослепительной красотой наслаждались на протяжении двух столетий, пока в годы Великой Отечественной войны она не была утеряна – возможно, безвозвратно

Дар Петру Великому

Судьба Янтарной комнаты могла бы сложиться иначе, не покидай она пределы Пруссии. Сначала шедевр планировали разместить в замке Литценбург – летней резиденции королевы Софии Шарлотты.

Ее супруг Фридрих I после вступления на престол задумал перестроить столицу, пользуясь достижениями лучших архитекторов и скульпторов.

Пруссия в те годы являлась центром янтарного промысла, а потому неудивительно, что выбор при создании диковинной комнаты был сделан именно в пользу «балтийского золота».

Авторство проекта Янтарной комнаты нередко приписывают немецкому архитектору Андреасу Шлютеру, однако существует мнение, что в действительности появлению шедевра София Шарлотта (она, кстати, и сама прекрасно разбиралась в изящных искусствах и была весьма образованна) обязана его коллеге – Иоганну Эозандеру. Он к тому же контролировал все работы по расширению Литценбургского замка. Увы, в 1705 году королева скончалась, так и не увидев готовой Янтарной комнаты. Фридрих I повелел приостановить работы: ему хотелось сохранить замок в том виде, каким он был при жизни любимой супруги.

Замок Шарлоттенбург (до 1705 года – Литценбург)

Источник: upload.wikimedia.org

В 1712 году прусскому королю нанес визит Петр I, с интересом осмотревший панели Янтарного кабинета. С тех пор питавший слабость к европейским диковинам царь не расставался с мыслью о создании и размещении подобного творения в петербургской Кунсткамере.

Злые языки впоследствии сообщат, что русский монарх якобы выпросил Янтарную комнату у Фридриха, однако это не так.

Король по собственному желанию преподнес такой дипломатический дар (тем более, что в Берлине доделать комнату никто не планировал), а взамен, между прочим, получил пятьдесят пять гренадеров, вступивших в ряды Потсдамской гвардии. К 1717 году панно из Янтарной комнаты на восемнадцати телегах прибыли в российскую столицу.

От лица Петра Великого подарок принял его сподвижник Александр Данилович Меншиков и сразу попал под подозрение: оказалось, что несколько деталей исчезло, и потому собрать комнату не получится. Впоследствии выяснится, что прусский король их просто-напросто забыл передать.

Оставшиеся части Янтарного кабинета доберутся до Петербурга в правление Елизаветы Петровны. К лету 1755 году все содержимое драгоценной комнаты перевезли из Зимнего в Екатерининский дворец, но работы по созданию интерьеров завершились уже при Екатерине II. На изготовление дополнительных деталей по проекту Бартоломео Растрелли потребовалось четыре года и 450 килограммов янтаря.

Детали убранства современной Янтарной комнаты

Источник: tzar.ru

Янтарь – новое золото

В XVIII веке популярность янтаря была необычайной. Любители этого материала с удовольствием пользовались его способностью при смачивании на время становиться прозрачным. К примеру, крышки шкатулок украшали янтарными пластинами, а под ними прятали миниатюрные рельефы из слоновой кости.

Стоило немного смочить крышку – и изображение проступало, а затем исчезало вновь. Другим развлечением, связанным с янтарем, было помещение внутрь камня так называемых природных инклюзов в виде насекомых.

Бабочки и жучки, застывшие в ярком кусочке «балтийского золота», символизировали величие времени, соединение прошлого и настоящего.

Янтарная комната оказалась единственным примером использования этого капризного материала в столь масштабных и трудоемких работах.

Дело в том, что создавать мозаику из янтаря было чрезвычайно сложно: она сильно реагирует на смену температуры и повышение влажности, осыпается, трескается и отваливается от деревянной основы, на которую ее помещают.

Почти сразу же после того, как детали Янтарной комнаты были установлены в Зимнем дворце по распоряжению Елизаветы Петровны, им потребовалась серьезная реставрация.

Появилась отдельная должность служителя при Янтарной комнате, пристально наблюдавшего за состоянием материала и выполнявшего мелкие ремонтные работы. За два столетия существования комнаты провели четыре реставрации. Пятая планировалась на 1941 год, но выполнена не была, – началась Великая Отечественная война.

Украшение Янтарной комнаты – часы в виде цветущего дерева (изготовлены в Париже, 1740-е гг.)

Источник: upload.wikimedia.org

Утраченный шедевр

Накануне войны, в 1940 году, министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс поручил искусствоведам составить список всех немецких культурных ценностей, на тот момент находившихся в других странах. Среди них числилась и Янтарная комната, которую нацисты считали своей.

После начала боевых действий в Советском Союзе начался массовый вывоз культурных ценностей, но из-за хрупкости янтаря эвакуировать комнату из Екатерининского дворца в Новосибирск было невозможно.

Чтобы хоть как-то спасти шедевр от грабежей и взрывной волны, работники музея прятали части украшений под обои, а сверху оклеивали их ватой и марлей.

К сожалению, эти отчаянные попытки не помогли сохранить Янтарную комнату: менее чем за двое суток враги демонтировали драгоценные панно и отправили их в Кенигсбергский замок.

Янтарная комната в 1930-х годах

Источник: pastvu.com

В течение двух лет некоторые панно Янтарной комнаты располагались в небольшом зале Королевского замка Кенигсберга, другие же были спрятаны отдельно. Когда в августе 1944 года на город обрушились бомбы английской авиации, случился пожар, и комната едва не сгорела.

Многострадальные панно снова наспех демонтировали, разложили по ящикам и спрятали – причем так надежно, что найти их не удается по сей день.

Последним документальным свидетельством о ней стало письмо директора Кенигсбергского музея искусств Альфреда Роде от 2 сентября 1944 года начальству.

В нем сказано следующее: «Несмотря на разрушение замка, Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Когда в апреле 1945 года территория Восточной Пруссии была занята советскими войсками, следов Янтарной комнаты обнаружить не удалось.

Куда приводят поиски

C момента пропажи Янтарной комнаты прошли десятилетия, и версий о ее судьбе появляется все больше. Одни исследователи утверждают, что она наверняка погибла во время бомбардировок, другие – что была спрятана в подземелье на территории Германии, третьи – что она и вовсе попала в Соединенные Штаты или в последний момент была на подлодке отправлена нацистами в Южную Америку.

Королевский замок в Кёнигсберге

Источник: upload.wikimedia.org

Согласно одному из самых популярных предположений, продолжать поиски Янтарной комнаты сегодня не имеет смысла, поскольку при бомбардировке Кенигсберга она была разрушена. Тем не менее отчет по итогам десятилетнего расследования, составленный в советский период, говорит об обратном.

Там отмечается, что ни один из свидетелей не упоминал о необычных запахах, когда Кенигсберг горел. А ведь янтарь при горении выделяет очень специфический запах (почти как у церковного ладана), и не почувствовать его было просто невозможно, особенно учитывая размеры Янтарной комнаты.

К тому же в 1997 году случилось невероятное: в Потсдаме полиция обнаружила инкрустированный янтарем комод и мозаичную панель из Екатерининского дворца. Последняя (она называлась «Обоняние и осязание») представляла собой одну из четырех флорентийских мозаик, с 1787 года украшавших Янтарную комнату.

Из Екатерининского дворца она была вывезена в первые дни оккупации Царского Села нацистами и попала в руки офицера, оставившего ее себе в качестве сувенира.

На фотографиях демонтажа и сборки комнаты в Кенигсберге этой мозаики уже нет, а после войны офицер передал ее на хранение нотариусу, у которого полицейские и изъяли драгоценный предмет. Обе находки Германия передала России в 2000 году.

Большой зал Екатерининского дворца после Великой Отечественной войны

Источник: litcult.ru

Среди множества версий существует еще одна – одновременно фантастическая и печальная. Если верить ей, то в деле исчезновения Янтарной комнаты замешан не кто иной, как И.В. Сталин, который перехитрил всех – и нацистов, и будущих искателей драгоценных интерьеров.

Он мог поручить создание реплик янтарных панелей и распорядиться о том, чтобы именно их оставили в Екатерининском дворце специально для немцев.

Настоящая же Янтарная комната была надежно спрятана – только вот узнать где, мы уже не сможем, ибо информация была доступна лишь самому отцу народов.

Как бы то ни было, в 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты с использованием материала из Калининграда. В течение шестнадцати лет ими руководил художник Александр Александрович Журавлев.

Полностью новая Янтарная комната была возведена к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга и, по мнению искусствоведов, ее нынешний интерьер едва ли уступает оригинальному.

Полюбоваться на детали комнаты по-прежнему можно в Екатерининском дворце – летней императорской резиденции, которая в наши дни является музеем.

Обложка: tzar.ru

Три цвета Зимнего дворца: как изменилась главная резиденция русских императоров

Спасти Дрезденскую галерею: как советский солдат подарил вторую жизнь мировым шедеврам

Как сгорел Зимний дворец?

Петербург театральный: история основания легендарной Мариинки

Хвостатые защитники Эрмитажа

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/baltiiskoie-zoloto-iekatierininskogho-dvortsa-utrata-i-vozrozhdieniie-iantarnoi-komnaty

Сад и цветы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: