Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции

Содержание
  1. Искусство Икебана – как оно появилось и в чем его секрет?
  2. Что это такое
  3. История возникновения
  4. Особенности искусства
  5. Школы
  6. Стили
  7. Современность
  8. Заключение
  9. Что такое икебана и как ей научиться
  10. Какие инструменты и материалы нужны для икебаны
  11. Что понадобится
  12. Как сделать лесную композицию
  13. Какие ещё есть мастер-классы по икебане
  14. Где найти полезную информацию по икебане
  15. Уроки японского. Искусство икебаны
  16. Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников
  17. Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану
  18. Зачем нужна икебана современному неяпонцу?
  19. Глаза боятся, а руки делают
  20. Беспроигрышные цветы для первой икебаны
  21. Икебана 生 花
  22. Что используется в икебане?
  23. Каждый цветок и лист имеют свое значение
  24. История Икебаны
  25. Восьмое столетие
  26. В 15 х веках икебана превратилась в искусстве
  27. Сегодня
  28. Изучите искусство Икебаны
  29. Идея, лежащая в основе цветочной композиции
  30. Похожее
  31. Японское искусство икебана: традиции и современность
  32. Что это такое
  33. Искусство или философия
  34. Символизм
  35. Цвет
  36. Язык цветов и растений
  37. История зарождения искусства и его развитие
  38. Школы и стили
  39. Нагэирэ
  40. Сёка
  41. Морибана
  42. Согэцу
  43. Материалы
  44. Как сделать икибану своими руками
  45. Осенний букет
  46. Зимняя сказка
  47. Весна-лето

Искусство Икебана – как оно появилось и в чем его секрет?

Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Фитодизайн, флористика, декорирование интерьера – для нас это новомодные слова, однако они обозначают то, чем успешно занимаются японцы уже не один век. Предлагаем вам сегодня прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство икебана.

Статья ниже кратко, но емко расскажет, что это такое, как возник данный вид искусства и как он менялся с течением времени, перетекая из одной школы в другую. Изучив статью, вы научитесь разбираться в основных элементах и стилях икебаны, а еще узнаете красивую легенду, которая заставляет поверить в волшебство.

Что это такое
История возникновения
Особенности искусства
Школы
Стили
Современность
Заключение

Что это такое

Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:

  • «ике», или «икеру» – переводится как «живой»;
  • «бана», или «хана» – в переводе означает «цветы».

«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.

Икебана – это искусство составления цветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.

Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:

  • растения;
  • ветки;
  • цветы;
  • плоды;
  • листья
  • сухая трава;
  • земля;
  • песок;
  • камни;
  • стекло;
  • вода;
  • пластик – используется в наше время все чаще.

Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.

Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.

Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию. 

Икебана на чайной церемонии в Древней Японии

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны. 

Особенности искусства

Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.

В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.

«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.

Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.

Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.

Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.

Школы

Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:

Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.

Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.

Морибана

Название школы переводится как «трава и луна».

Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.

Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.

Икебана в метро Киото

Стили

Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.

Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.

Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.

По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим  представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.

Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.

Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.

Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.

Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.

В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.

Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.

Современность

В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у  представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.

Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.

Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась полезной и вы узнали из нее много нового.

Мы будем благодарны, если вы поддержите наш блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы поучать новые интересные посты себе на почту!

Источник: http://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/iskusstvo-ikebana

Что такое икебана и как ей научиться

Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции

Икебана — это японское искусство создания композиций из сухих и живых цветов, листьев, веток и корней.

Само название состоит из двух иероглифов: «икэ» — жизнь и «хана» — цветок. Чаще всего это переводится как «дать цветам новую жизнь» или «позволить цветам выразить себя».

Это хобби выбирают люди творческие, увлечённые цветами, Японией и Востоком, художники. Это искусство, в котором каждый найдёт своё: кого-то привлечёт красота растений, других — Страна восходящего солнца, её культура, третьим же будет интересно самовыражение через создание композиций.

Если вы хотите научиться делать букеты своими руками, но сомневаетесь, подойдёт ли это вам, то вот несколько аргументов в пользу икебаны.

  • Композиции из цветов украсят ваш интерьер. Они особенно понравятся тем, кто любит минимализм, изящество и простоту.
  • Дорогие материалы не нужны. Вы можете использовать всё, что оказалось под рукой: засушенные цветы, листья, веточки растений. А вместо вазы — красивую банку, бокал или другой сосуд.
  • Икебана может стать замечательным подарком и альтернативой обычному букету.
  • Это искусство развивает в человеке чувство прекрасного и умение составлять гармоничные композиции из незамысловатых элементов.

Какие инструменты и материалы нужны для икебаны

Всё это можно найти в цветочных магазинах или заказать в интернете:

  • цветы, листья и веточки — живые, сухие или искусственные;
  • плошка, ваза или красивая баночка;
  • флористическая губка или кэндзан — подставка с иголками, которая будет держать растения;
  • секатор;
  • вода — для живых цветов;
  • наполнитель (при необходимости) — земля или песок;
  • для украшения можно дополнительно использовать фрукты, ягоды, камешки и другие элементы.

Что понадобится

  • Керамическая ваза;
  • кэндзан;
  • вода;
  • секатор;
  • 3 ириса;
  • 2 веточки черничника;
  • 1 длинная веточка ивы или другого дерева;
  • 3 махровые гвоздики или очитка.

Как сделать лесную композицию

1. Возьмите основание для икебаны. Лучше всего брать сосуд из природных материалов, не слишком яркий и не вычурный. Помните, что в основе японского искусства — простота. Отлично подойдёт керамическая ваза, похожая на бетонную.

-канал ТНОМЕР

2. В Японии традиционно цветы в вазах ставят на кэндзан. Поместите его на дно сосуда. Сверху налейте воду так, чтобы она заполняла примерно половину чаши. Это обязательно для икебаны из живых растений.

-канал ТНОМЕР

3. Возьмите один ирис и подготовьте его: уберите лишние листья, подрежьте стебель секатором, если это необходимо.

-канал ТНОМЕР

4. Теперь установите ирис на иголки кэндзана. Цветок должен стоять прямо.

-канал ТНОМЕР

5. Далее точно так же расположите ещё два ириса. Не старайтесь делать это симметрично. Наоборот, в композиции должна быть асимметрия, это смотрится более естественно. В итоге выглядеть всё будет примерно так, как на картинке ниже.

-канал ТНОМЕР

6. Теперь добавьте веточки черничника. Воткните их в иголки кэндзана рядом с цветами. Секатором уберите засохшие отростки.

-канал ТНОМЕР

7. Так как ваза не плоская, а достаточно объёмная, композиции не хватает высоких элементов. Добавьте длинную веточку ивы или другого дерева. Она должна выделяться на фоне более низких растений.

-канал ТНОМЕР

8. Добавьте больше зелени: используйте для этого махровую гвоздику или очиток. Втыкайте стебли в кэндзан так, чтобы растения оказались на нижнем плане и не закрывали ирисы. Так икебана смотрится гармонично.

Подробности мастер-класса по лесной композиции в этом видео:

Какие ещё есть мастер-классы по икебане

Короткий урок по созданию цветочных композиций:

Техника составления икебаны с использованием флористической губки:

Мастер-класс по созданию икебаны ко Дню святого Валентина:

А здесь делают композицию со свечой и сухоцветами:

Урок по составлению композиций от мастера икебаны японской школы «Согэцу»:

Где найти полезную информацию по икебане

  • Mediasole.ru — семь простых мастер-классов по созданию японских букетов своими руками.
  • Pinterest.ru — на этом сайте всегда можно подсмотреть идеи для хендмейда, в том числе для икебаны.
  • «Ярмарка Мастеров» — в разделе «Мастер-классы» размещено несколько авторских идей и уроков по икебане.
  • Ikebana-ikenobo.ru — официальный сайт российского филиала института Икэнобо. Здесь можно узнать о выставках, посмотреть фотографии с мастер-классов и даже записаться на обучение.

Источник: https://Lifehacker.ru/ikebana/

Уроки японского. Искусство икебаны

Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов».

Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко.

Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного.

Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия.

Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Икебана в стиле морибана

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому.

Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром.

Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана».

Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций.

А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

  • Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле
  • Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.Когда все раздражает… составь икебану!
  • Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.От такого презента сложно отказаться
  • Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан
  • Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.Уроки икебаны

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

Источник: https://AmourNsk.ru/blog/articles/uroki-yaponskogo-iskusstvo-ikebany/

Икебана 生 花

Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции

Икебана — это японский вид искусства, занимающийся аранжировкой цветов. Икебана — это создание цветочных композиций, поэтому ее также называют искусством («путь цветов»). Вместе с кодо (ладан) и чадо (чай), кадо образует так называемые «три классических японских искусства утонченности». Икебана буквально означает «живые цветы».

Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину.

Икебана — не единственная форма искусства, которая фокусируется на цветах. Но, в отличие, например, от западного цветочного искусства, Икебана фокусируется не на качестве самих цветов, а на создании красивой «композиции».

 Так что это больше о цветочной композиции в целом, а не о самих цветах. Форма искусства существует уже почти тысячу лет и основана на буддийских ритуалах.

 С момента создания формы были разработаны бесчисленные различные стили, также называемые школами, каждый из которых имеет свои собственные характерные и уникальные характеристики.

Что используется в икебане?

Как говорилось ранее, Икебана — это не только сами цветы. Вот почему много разных материалов, растений и других вещей используются для цветочных композиций. В основе икебаны лежат цветы, ваза, листья, стебли и ветви.

Вокруг него можно разместить мох, фрукты, опавшие листья, травы, почки или другие природные материалы. Использование материалов зависит от сезона.

Летом вы видите, например, цветочные композиции с яркими цветами и фруктами и бутонами, а осенью вы видите цветочную композицию с мертвыми листьями и мхами.

Каждый цветок и лист имеют свое значение

Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину. 

Каждый цветок и лист в икебане имеет свое значение. Возьмите, к примеру, цветок лотоса или бамбук. Лотос означает подлинность и чистоту, бамбук — устойчивость. Используя различные цветы в цветочной композиции, выражается множество значений и чувств для достижения определенного баланса.

В отличие от западной культуры, цвет в икебане не очень важен. В Японии важна форма, а не цвет. Подумайте о форме и размере вазы или форме определенного листа.

Создание цветочной композиции также учитывает человека, который его увидит. Во время цветочной композиции вазу ставят на высоте, на которой цветочная композиция должна быть видна.

Кроме того, соляная кислота или серная кислота используется во время аранжировки цветов. Таким образом, цветы хранятся хорошо.

Основной инструмент, необходимый для практики икебаны:

  • специальные икебаны ножниц
  • разные японские вазы
  • разные цветы, растения, листья или другие органические материалы

Конечно, мы уже знали, что японцы без ума от природы после просмотра всех прекрасных японских садов.

История Икебаны

Сочетание цветов и оттенков – это тоже целая наука, потому что цвет способен менять настроение человека в лучшую или худшую сторону, вызывать разные чувства и влиять на общее состояние.

Растения всегда играли важную роль в японской культуре. Растения и цветы — важная часть оригинальной японской религии, называемой синто. Считалось, что растения могут достигнуть духов предков.

В настоящее время вы можете увидеть это в основном в новогодние праздники: многие японцы ставят новогоднюю икебану у своих входных дверей, чтобы приветствовать разных духов.

И, конечно, период сакуры, который вызывает много эмоций у простых японцев.

Восьмое столетие

В VI веке буддийские монахи подносили букеты цветов на алтарь божества.
Однако, только в восьмом столетии начали делать икебану. В японской поэзии также было много разговоров о цветах и ​​растениях.

Причиной этого является рост буддизма в Японии. Они возлагали цветы на буддийские жертвенники. Вначале это делалось случайным образом, но с годами люди фактически начали расставлять цветы.

Так были созданы первые «стили» икебаны.

В 15 х веках икебана превратилась в искусстве

Долгое время аранжировка цветов не рассматривалась как вид искусства. Это произошло в 15 х веках. Ашикага Йошимаса, тогдашний «сёгун», был большим поклонником аранжировки цветов и признал икебану искусством. Он даже придумал несколько правил, которые люди должны были соблюдать адепты при оформлении цветов!

После этого периода развитие в области японских видов искусства набирает обороты. Повсюду были разработаны новые стили, каждый со своими характерными чертами. Самыми важными из них были рикка и нейегерабана.

 Рикка была очень формальной и жесткой, в то время как neigerabana была более органичной и более естественной. Первоначально Икебана была на самом деле риккой, но более неформальная нейгерабана становилась все более популярной.

 Это в конечном итоге привело к расколу: neigerabana отделился и стал собственным видом искусства.

Кстати, Икебана была предназначена не только для художников. Нет, многие стремились овладеть этой формой цветочной композиции. Это было также очень популярно среди японских офицеров и генералов. Они видели в этом идеальный способ прояснить свои мысли во время войны.

Сегодня

Сегодня эту форму аранжировки цветов практикуют тысячи людей во всем мире. В одной только Японии существует более тысячи школ, где преподается этот вид искусства.

Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны.

Изучите искусство Икебаны

Если кто-то хочет овладеть этим видом японского искусства, ему нужно будет обучаться в одной из школ. Во главе этих школ стоит имотото или сенсей (учитель-гроссмейстер). Эта роль часто передается от родителя к ребенку.

Я думаю изучить икебану на любительском уровне можно и по интернету. Это, конечно, не тот случай, когда после нескольких уроков вы сразу знаете, как это сделать.

Чтобы понять это искусство, нужны годы, и даже тогда вы продолжаете развиваться.

Идея, лежащая в основе цветочной композиции

Недаром Икебана — одна из самых известных и любимых форм классического искусства Японии. Люди не просто делают это как хобби. За этим стоит гораздо более глубокая идея.

 В основном это создание внутреннего мира и содействие самореализации. Вы учитесь смотреть на природу по-другому, создавая маленький кусочек природы самостоятельно.

 Простота процесса означает, что для этого требуются годы дисциплины, понимания и практики.

Просмотры: 1 238

Похожее

Источник: https://masakaru.ru/isskustvo/ikebana.html

Японское искусство икебана: традиции и современность

Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы.

Выйдя из религиозного культа, икебанавошла в жизнь всех слоев японского общества.

В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Что это такое

Икебана (экибана) –в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». Допоявления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живутв цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез сприходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светскоеприкладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная ксозерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь,окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символическийязык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков ивысокого художественного чутья. Икебана отображаетмодель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственногоповедения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

Символизм

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранееопределено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человекамужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое идетское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорито женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю илитри человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальнымилиниями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбьотображают поникшие или нисходящие штрихи.

Цвет

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой,также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых,насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона частоподбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотойподсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанныхили траурных композиций. Классический для народного творчества цветовойконтраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный,желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданныйфон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать впротиворечие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого ввечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы,сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги,а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущуюмолодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю деталиландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы иликамни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосныи кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки.Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенноупраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и именияаристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находитсяв беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направленияи школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахомИкэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементоврелигиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м ввысоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностьюлиний. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительныеэлементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировалисвященную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколькомастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через20 лет обучения. В XXIвеке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются вXVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиляпрослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимсяцветком составляла до 1,5 м.

Сёка

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка,сформировался в XVIIIвеке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формыуказывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растенияпомещали как в низкие, так и высокие вазы.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную егоименем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из странЕвропы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западнойкультуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенностиместности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкиеплошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренныедеревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционныхматериалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепленияцветов помещают на дно плошки.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культурысформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929году художником Софу Тэсигахара.

В старых школах было недопустимо использоватьэлементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульпторрешил осовременить японское прикладное искусство.

Он использует стекло, камни,металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность.Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом,чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

Традиционные материалы – растительные элементы:распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточкихвои, плоды и сухая трава.

Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые,керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы,камни, минералы, песок и вода.

Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы,гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством – способностьювидеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают сцентра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линиирасполагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения.Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения,декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года.Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркойрасцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие вземлистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин,хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги,желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтыхи красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок,пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверхупесок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркимикрасками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основнойдекор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина,сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенныйхолодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки илипроволочный каркас.

Весна-лето

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодымиветочками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельныетона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветыустанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работымастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живыецветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками.

Оправдываетсятакой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченныхусилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы непринесут и малой доли эстетического наслаждения.

Еще 100 лет назад украшения изискусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.

В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.

Источник: https://ojapan.ru/ikebana/

Сад и цветы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: